Обращение митрополита Астанайского и Казахстанского Александра перед началом Великого поста
От | Категория: Новости | Просмотров: 544
Обращение
митрополита Астанайского и Казахстанского Александра
перед началом Великого поста
Ваши Преосвященства!
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, жители земли Казахстанской!
«Наступило время, духовных подвигов начало», – обращается к нам словами песнопений святая Церковь, призывая вступить на поприще Великого поста. Всякий человек, любящий Бога и ищущий спасения своей души, в эти священные дни стремится обновить свою жизнь искренним раскаянием в грехах, сердечной молитвой, бескорыстным совершением дел милосердия, усердным посещением богослужений и участием в спасительных Таинствах.
Отцы и учителя Церкви единогласно свидетельствуют о необходимости соблюдения Великого поста, говорят о его важном значении для каждого христианина. Ученик апостолов – священномученик Игнатий Богоносец – увещает: «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову». Казалось бы, о том, что такое пост и как его совершать, написано немало книг, сказано много проповедей, произнесено большое число поучений, раскрывающих те или иные аспекты и особенности его соблюдения. Но, внимая всему многообразию советов и наставлений, важно не упустить суть подвигов воздержания. Одному из учеников Спасителя, апостолу от 70-ти,Ерму, было явление ангела, который удивил и смутил его словами: «Не умеете вы поститься». И далее небесный посланник сообщил святому Ерму условия правильного, богоугодного поста: «Постись Богу следующим образом – не лукавствуй в жизни своей, но служи Богу чистым сердцем, соблюдай Его заповеди, ходи в Его повелениях и не допускай никакой злой похоти в сердце твоем. Веруй в Бога, имей страх Божий и удержишься от всякого злого дела. Делая это, ты совершишь великий угодный Богу пост и будешь жить с Богом». Поэтому и Великий пост, и иные многодневные или однодневные посты должны стать для нас драгоценным временем возобновления полноценной христианской жизни, временем возвращения к Богу. В евангельской притче о блудном сыне мы читаем, как молодой человек бросил отчий дом, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно, и, наконец, он, измученный нуждой и голодом, пришел в себя и вернулся к любящему Отцу (Лк. 15:11-24). Мы, ежедневно совершая большие и малые грехи, погружаясь в суету, потакая недобрым и нечистым желаниям, удаляем себя от Бога, отворачиваемся от Его милосердия, разрываем связь с Создателем и теряем ощущение Его реального присутствия в нашей жизни. Как следствие, начинает ослабевать наша вера и по причине умножения беззакония, во многих, как предупреждал Христос, охладевает любовь(Мф. 24:12). Мы, подобно блудному сыну, оказываемся в стране далече и гибнем гладом духовным. Великий пост возвещает людям, измученным грехами, голос благого и человеколюбивого Господа: «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим» (Иоил. 2:12). Для того, чтобы помочь людям услышать призыв Божий и откликнуться на него, Церковь Христова употребляет в дни святой Четыредесятницы особые средства – изменяется привычный ход богослужений, в храмах исполняются умилительные песнопения, молитва сопровождается многократными поклонами. Скромное убранство темных цветов, приглушенный свет, трогательные тихие напевы помогают молящимся сосредоточиться. Особую силу для пробуждения души от греховного сна имеет великий покаянный канон святителя Андрея Критского, который исполняется на вечерних службах первой великопостной седмицы. Даже самое черствое сердце, самая унылая душа и самый помраченный разум очищаются и просвещаются, когда начинают звучать тропари покаянного канона, наполненные яркими библейскими образами и примерами величайших грехопадений и добродетельного жития.
В огромной духовной пользе, в великой благодатной силе великопостных богослужений может убедиться каждый, кто поспешит в спасительные дни Четыредесятницы прийти под своды Божиих храмов, где Силы Небесные с нами невидимо служат. Все мы помним, как в прошлом году из-за распространения моровой язвы в весенний период двери храмов были закрыты, и каким многотрудным и скорбным стало для нас прохождение великопостного поприща. Жизнь преподала всем нам важный урок – как сильно надо дорожить верующим людям церковными службами, возможностью свободно посещать церкви, наслаждаться небесной красотой Божественной Литургии, участвовать в спасительных Таинствах. Действительно, ничто не может заменить радость совершения общей молитвы едиными устами и единым сердцем в храме, который именуется Небом на земле, преддверием Рая, Домом Божиим. Вслед за псалмопевцем Давидом каждый из нас может смиренно засвидетельствовать: «Того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс. 26:4).
Дни Великого поста пройдут стремительно, а поэтому постараемся, не теряя времени, очистив себя воздержанием, молитвой и таинством Исповеди, приступать к святым Христовым Тайнам – Причащаться Божественного Тела и Животворящей Крови Христовой. Господь в святом Причащении, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова): «Сообщает свет и жизнь причастникам своим, которые, приобщившись Божественному Свету и Животу, сами делаются светом и жизнью». Желая приступить к Чаше Жизни, христианин старается тщательно подготовиться, исполнить положенное молитвенное правило и поисповедоваться. Но не менее важно сохранить полученные духовные Дары, употребив их на пользу своей души и ко благу окружающих. «После Причащения, – напоминает нам святитель Тихон Задонский, –нужно исправление, свидетельство о любви к Богу и ближнему, благодарение, усердное стремление к новому, святому и непорочному житию».
Возвращение к Богу обязательно предполагает не только избавление от грехов, но и возрастание в добродетельной жизни, в творении дел милосердия. «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (Пс. 33:15), – возвещает Священное Писание. Постараемся сделать дни Великого поста школой любви к Богу и ближнему, поскольку невозможно одно без другого и «на сих двух заповедях утверждается весь Закон и пророки». (Мф. 22:40). «Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу», – учит преподобный Паисий Святогорец.
Начнем Великий пост, как учит нас Святая Церковь, с прекращения ссор, с взаимного примирения, твердо памятуя слова Христовы: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15).Пусть Господь, по молитвам Преблагословенной Богородицы и всех святых, благословит наши великопостные труды и дарует нам благодатную силу в словах и в делах быть Его истинными учениками, всегда и везде являть чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом (Иак. 1:27).
Глава Митрополичьего округа
Русской Православной Церкви в Республике Казахстан
Митрополит Астанайский и Казахстанский